поиск по сайту: Телефон: (4822) 50-60-11
Факс: (4822) 32-19-32
Адрес:
170100, г. Тверь, ул. Симеоновская, д. 27
Нормативная база в сфере противодействия коррупцииАнтикоррупционная экспертизаМетодические материалыФормы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполненияАттестационная комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересовДоклады, отчеты, обзоры, статистическая информацияСведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих, замещающих должности в прокуратуре Тверской области, и членов их семей за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 годаДеятельность аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересовНормативная базаМетодические рекомендацииПорядок подачи заявлений для рассмотрения на комиссииЧто нужно знать о коррупцииНовости

Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

                                                                                           О соблюдении законодательства о противодействии коррупции

Прокуратурой области на постоянной основе уделяется внимание вопросам соблюдения государственными (муниципальными) служащими установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей, запретов и ограничений.
В системе мер по обеспечению противодействия коррупции ее профилактика выходит на первый план, являясь комплексом согласованных мероприятий, осуществляемых, в том числе различными органами власти в пределах предоставленных им полномочий.

Одним из серьезных рычагов профилактики коррупционных проявлений среди государственных (муниципальных) служащих должна выступать деятельность комиссий по соблюдению требований к слу-жебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которые призваны на ранней стадии предупредить влияние личной заинтересованности на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, не допустить перерастание в преступные формы поведения служащих.
Однако зачастую деятельность комиссий носит формальный характер, не оказывая существенного профилактического воздействия. Допускались факты не проведения заседаний в случаях, когда их проведение предусмотрено правовыми актами органов местного самоуправления.

По результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в Министерстве строительства Тверской области и Главного управления «Государственная жилищная инспекция» выявлены факты неполноты правового регулирования деятельности комиссий. Должностные обязанности лиц, на которых возложена профилактика коррупционных и иных правонарушений, не содержат регламентации предусмотренных законодательством о противодействии коррупции проверок соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений. Выявлены единичные случаи представления недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также о соответствующих расходах. В настоящее время решается вопрос о внесении актов прокурорского реагирования по выявленным нарушениям антикоррупционного законодательства.
В исполнительных органах государственной власти области отсутствует практики инициативного уведомления служащими работодателя при склонении их к коррупционному поведению, практика получения и проверки уведомлений государственных гражданских служащих о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о совершении коррупционных правонарушений другими государственными служащими. Этому способствует неэффективная работа подразделений кадровых служб органов государственной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений в обеспечении поступления таких уведомлений при получении служащим сведений о готовящемся или совершенном коррупционном правонарушении (в том числе при отказе государственного служащего от участия в совершении противоправных деяний).

Не реализуются требования действующего законодательства, регулирующего порядок трудоустройства граждан, замещавших отдельные должности государственной или муниципальной службы. Проверки исполнения ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ не проводятся, должностные регламенты (служебные обязанности) не содержат полномочия по проведению таких проверок. При этом неисполнение работодателем обязанности сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора, несоблюдение срока направления такого сообщения, а также направление сообщения ненадлежащему лицу, образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Ни одного материала, содержащего сведения о выявленных нарушениях законодательства о противодействии коррупции в данной части, в органы прокуратуры не поступило.
Проверкой в УФССП России по Тверской области выявлены факты сокрытия сведений о наличии в общей совместной собственности автомобиля, владение акциями коммерческого банка, которые в целях предотвращения конфликта интересов в доверительное управление не переданы. В целях устранения выявленных нарушений внесено представление об устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции. По результатам проведения Управлением служебной проверки виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

 

Прокурорскими проверками в 2014 г.выявлено 5758 (за 2013 г. – 4898) нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, в том числе 889 (597) незаконных правовых актов. Для устранения нарушений внесено 904 (776) представления, принесено 859 (586) протестов, в суды направлено 216 (171) исковых заявлений, подготовлено 122 (80) информации о состоянии законности. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 801 (670) лицо привлечено к дисциплинарной и 18 (42) лиц – к административной ответственности. По результатам проверок соблюдения федерального законодательства в следственные органы направлено 13 (16) материалов с постановлениями об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых, возбуждено 10 (19) уголовных дел.

Надзорная деятельность совмещается с профилактикой коррупции путем правового просвещения. Представителями прокуратуры области по вопросам противодействия коррупции осуществлено 667 выступлений в средствах массовой информации, проведено 54 мероприятия правовой и антикоррупционной направленности в формах «круглого стола», научно-практического семинара, в том числе с выездом сотрудников аппарата прокуратуры области для участия в повышении квалификации работников органов местного самоуправления, организован ряд мероприятий антикоррупционной направленности с участием общественных объединений и организаций.

Основные усилия прокуратуры были направлены на обеспечение организации противодействия коррупции в муниципальных органах, в том числе вопросам правового регулирования, активизации деятельности лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Только по результатам проведения одной проверки в деятельности органов местного самоуправления, выявлено 2583 нарушения, для устранения которых принесен 391 протест, внесено 403 представления, направлено 149 информаций, в суды направлено 98 заявлений. К дисциплинарной ответственности привлечено 260 лиц. В частности, значительная часть мероприятий, планов по противодействию коррупции отражала текущую деятельность и не предусматривала достижение определенных результатов. Для устранения 150 выявленных нарушений внесено 67 представлений, принесено 20 протестов, направлено 52 информации.

Прокурорскими проверками выявлено более 1000 нарушений в части полноты и достоверности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По требованию прокуратуры виновные лица, в том числе министр Правительства Тверской области, привлечены к дисциплинарной ответственности.

В 2014 г. поступило 444 (435) сообщения о коррупционных преступлениях, из них: в СУ СК России по Тверской области – 271 (243) сообщение, в УМВД России по Тверской области – 125 (156), в УФСБ России по Тверской области – 46 (37). Из числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности на учет поставлены 391(483) преступление: по ст. 159, 159.1-159.6 – 86 (81), ст. 160 – 106 (79), ст. 174.1 – 2 (0), ст. 201 – 1 (2), ст. 204 – 9 (1), ст. 285 – 4 (22), ст. 286 – 30 (37), ст. 290 – 44 (55), ст. ст. 291 и 291.1 – 100 (51), ст. 292 – 9 (73).

Окончено производством 367 (378) преступлений, приостановлено – 1 (0). Направлено в суд 197 уголовных дел по 270 преступлениям (115), из них: СУ СК России по Тверской области 155 (82), УМВД России по Тверской области 42 (32), УФСБ России по Тверской области 3 (1), – всего в отношении 232 (127) обвиняемых или +16,6 %. Раскрываемость составила 99,7 % (99 %).

Судами области рассмотрено 195 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 215 лиц (116 дел в отношении 126 лиц). При этом в особом порядке судебного разбирательства рассмотрено 123 уголовных дела в отношении 127 лиц (65 дел в отношении 67 лиц), с досудебным соглашением о сотрудничестве – 5 уголовных дел в отношении 5 лиц (3 дела в отношении 3 лиц).

                                                                                            О результатах работы по восстановлению интересов государства и общества

Во исполнение п. 10 межведомственного Плана мероприятий по предупреждению и пресечению «откатов», получаемых за исполнение государственного и муниципального заказа, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.11.2014 № 662, проанализированы типичные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, принятых мерах реагирования и о результатах работы по восстановлению интересов государства и общества.

В ходе проверок особое внимание обращалось на соблюдение законодательства при принятии нормативных правовых актов в сфере закупок, оформления документации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проведения конкурсных процедур, заключения государственных и муниципальных контрактов и их исполнения, а также исполнение законодательства в части, касающейся обеспечения доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных и муниципальных закупках.

За первое полугодие 2015 года выявлено 648 нарушений в указанной сфере, в целях устранения которых внесено 158 представлений, принесено 13 протестов, в суды направлено 74 исковых заявлений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 47 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 8 лиц привлечены к административной ответственности. По результатам проверок соблюдения федерального законодательства в следственные органы направлен 1 материал с постановлениями об уголовном преследовании, по которому возбуждено уголовное дело.

Так, многочисленные нарушения выявлены в Комитете по физической культуре и спорту Тверской области. Например, в нарушение ст. 22, ч. 3 ст. 44, ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для расчета НМЦК в запросах отсутствуют адресаты, сведения о регистрации исходящей документации, в имеющихся коммерческих предложениях организаций (не более трех для каждого расчета) отсутствовали сведения о регистрации входящей документации, дате поступления предложений в Комитет, резолюции руководства, при установленной законом необходимости предоставления банковской гарантии со сроком действия не менее месяца после окончания действия контракта, ООО «Производственная фирма «Мустанг-2» представлена банковская гарантия сроком действия с 08.12.2014 до 31.12.2014. Несмотря на то, что обязательство поставщика о предоставлении надлежащей банковской гарантии не исполнено, Комитетом, в нарушение настоящего Закона, ООО «Производственная фирма «Мустанг-2» не направлено требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Кроме того, установлено, что Комитетом 10.03.2014 заключены государственные контракты на оказание услуг по организации и проведению эстафеты Паралимпийского огня. При этом, сама эстафета проведена 02.03.2014. Таким образом, на момент подписания контрактов было известно, что мероприятие проведено. По выявленным нарушениям 14.05.2014 в Комитет внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к устранению выявленных нарушений, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

При проведении проверки в Министерстве здравоохранения Тверской области установлено, что Министерством не направлялись требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) при нарушении поставщиками сроков исполнения обязательств по государственным контрактам. 18.06.2015 и.о. Министра объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона, и он предупрежден о персональной ответственности.

При проведении проверки реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья Вышневолоцким межрайонным прокурором установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ администрацией города Вышний Волочек сведения об исполнении муниципальных контрактов вносились в реестр несвоевременно либо на момент проверки не были внесены. По выявленным нарушениям 14.05.2015 внесено представление, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ. Должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.

При проведении проверки в сфере ЖКХ выявлены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Так, прокуратурой Заволжского района города Твери установлено, что в нарушение ч. 19 ст. 4, ч.ч. 1,2 ст. 4.1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.20011 № 223-ФЗ МУП «ПАТП» сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг размещались в единой информационной системе позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в установленные сроки не было обеспечено внесение в реестр договоров сведений о договорах, заключенных в апреле-мае 2015 года, не размещена информация о заключении 12.02.2015 между МУП и ООО «ДСТ Спецавтомаш» дополнительного соглашения к договору на поставку вакуумных подметально-уборочных машин, которым изменено количество закупаемой техники и общая стоимость по договору. Прокуратурой района 18.06.2015 в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, внесено представление об устранении нарушений закона.

Прокурором Зубцовского района при проведении проверки в дорожной деятельности установлено, что в муниципальном контракте в нарушение требований ч.ч. 2, 4, 6-8, 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не содержатся сведения о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения, в муниципальном контракте не установлена ответственность в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в контракте отсутствует обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Нарушения требований ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ выявлены прокурором Московского, Пролетарского районов города Твери, Бологовским, Удомельским межрайонными прокурорами, прокурором Пеновского района, прокурором города Осташкова.

Органами прокуратуры области проведены надзорные мероприятия, направленные на исполнение законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных и муниципальных закупках, а также в закупках государственных корпораций.

По результатам проверки прокуратурой области установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, предусматривающей обязанность заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, Министерством здравоохранения Тверской области из планируемого совокупного годового объема закупок для определения планируемой доли осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в плане графике на 2014 год в сумме 1 296 158,750 тыс. руб., закупка у данной категории осуществлена на сумму 134 835,55 тыс. руб. или 10,4 %. По выявленным нарушениям 29.06.2015 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ.
Подобные нарушения выявлены Кашинским, Ржевским межрайонными прокурорами, прокурорами Калининского, Торопецкого, Зубцовского и других районов.

Работа на данном направлении будет продолжена.

                                                                                                               Органами прокуратуры области приняты меры, направленные на противодействие коррупционным проявлениям

За 9 месяцев 2015 г. выявлено 4192 нарушения законодательства о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службе, в том числе 785 незаконных правовых актов. В целях их устранения внесено 1462 акта прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых 415 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 29 к административной ответственности, возбуждено 4 уголовных дела по материалам прокурорских проверок.
Приоритетное внимание обращалось на сферы, подверженные повышенному коррупционному риску. По результатам проверок выявлено 53 нарушения бюджетного законодательства, 319 нарушений законодательства о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, 44 нарушения законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, 39 нарушений в сфере землепользования и др.
Обеспечена социальная направленность прокурорской деятельности путем усиления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сферах образования, охраны здоровья граждан, жилищно-коммунального хозяйства, регулирования градостроительной деятельности. Прокурорами направлено в суд 11 заявлений об обязывании организаций осуществляющих деятельность в указанных сферах разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», внесено 62 представления, оспорено 55 нормативных правовых актов о правах, свободах, по вопросам предпринимательской деятельности, содержащих коррупциогенные факторы.

Наибольшее количество нарушений выявлено в органах местного самоуправления – 3487, в территориальных органах федеральных органов государственной власти выявлено 31 нарушение, в исполнительных органах государственной власти области 62 нарушения.

Выявленные нарушения, в основном, касались неприведения нормативных актов в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве, непринятии мер к обеспечению возможности общественного контроля путем опубликования информации по вопросам противодействия коррупции на официальных сайтах в сети Интернет, бездействия должностных лиц кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, нарушение служащими установленных в целях противодействия коррупции обязанностей запретов и ограничений и т.п.

В системе мер по обеспечению противодействия коррупции ее профилактика выходит на первый план, являясь комплексом согласованных мероприятий, осуществляе¬мых различными органами власти в пределах предоставленных им полномочий. Одним из серьезных рычагов профилактики коррупционных проявлений среди государственных и муниципальных служащих должна выступать деятельность подразделений (должностных лиц) ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Вместе с тем, по результатам обобщения фактов неисполнения государственными (муниципальными) служащими установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей, запретов и ограничений в 2014 году установлено, что только в части соблюдения обязанности представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлено 1286 нарушений. В подавляющем большинстве случаев неполное представление сведений связано с неэффективной деятельностью подразделений (должностных лиц) ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, которыми проверки достоверности и полноты представленных сведений не проводятся. Инициативы проведения мероприятий по контролю за соответствием расходов от подразделений кадровых служб в рамках исполнения Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», не исходит.

На основании изложенного, в целях выработки совместных мероприятий направленных на повышение эффективности применения механизмов, процедур и институтов, связанных с предупреждением коррупции, прокуратурой области предложено рассмотреть указанные вопросы на заседании межведомственной комиссии Тверской области по противодействию коррупции.
Работа на данном направлении будет продолжена.

Прокуратурой области в 2016 году приняты определенные меры, направленные на обеспечение организации профилактики коррупционных правонарушений и борьбу с коррупцией

Выявлено 4730 нарушений закона, в целях устранения которых, принесено 905 протестов, внесено 612 представлений, в суды направлено 179 исковых заявлений, направлено 78 информаций о состоянии законности. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 339 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 31 лицо привлечено к административной ответственности. В следственные органы направлено 7 материалов с постановлениями об уголовном преследовании, по 5 приняты решения о возбуждении уголовных дел, остальные находятся в стадии рассмотрения.
Органами прокуратуры области расширяется сфера предметов искового производства для устранения нарушений, имеющих коррупционную составляющую. Одним из основных направлений является закрытие доступа к информации в сети Интернет о возможностях и способах совершения коррупционных правонарушений в порядке гражданского судопроизводства.
Прокуратурой области постоянное внимание уделяется вопросам соблюдения должностными лицами установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей, запретов и ограничений.
Проведены проверки соблюдения государственными и муниципальными служащими соблюдения установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей, запретов и ограничений.
Проверкой, поведенной прокуратурой области в Министерстве здравоохранения Тверской области, установлены многочисленные случаи представления руководителями государственных учреждений здравоохранения области неполных и недостоверных сведений, небрежного и некорректного заполнения форм справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Установлены случаи непредставления сведений об основаниях приобретения жилых помещений и земельных участков, не представления сведений об открытых банковских счетах, об объектах недвижимого имущества, находящегося в пользовании, об условиях срочных обязательств финансового характера. Распространенный характер имеет неполное заполнение форм справок о доходах.
В целях предотвращения нарушений в дальнейшем 24.03.2016 прокуратурой области внесено представление министру здравоохранения Тверской области. В связи с истечением сроков давности привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренных трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе, вопрос о дисциплинарной ответственности руководителей государственных учреждений и лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений не ставился.
Прокуратурой области выявлены признаки, свидетельствующие о несоответствии расходов 2 служащих Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области. По указанным фактам 18.05.2016 руководителю Управления внесено представление, в период рассмотрения которого принято решение о проведении мероприятий по контролю за соответствием расходов их доходам в порядке, установленном Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ. Результаты контроля рассмотрены 04.08.2016 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которой установлено, нарушение порядка составления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем приказом начальника Управления одному служащему объявлен выговор.
Проверками выявлены случаи неурегулированного конфликта интересов, связанного с нарушением запрета на участие муниципального служащего в предпринимательской деятельности.
Бологовской межрайонной прокуратурой установлено, что с января 2007 года по декабрь 2014 года работник администрации Бологовского района, замещая муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста отдела исполнения бюджета финансового управления администрации и начальника отдела исполнения бюджета, бюджетного учета и отчетности данного управления, за вознаграждение оказывала услуги по бухгалтерскому учету и отчетности ЖСК (являлась казначеем данной организации).
При этом предварительное письменное уведомление представителя нанимателя (работодателя) - главы администрации Бологовского района о выполнении иной оплачиваемой работы не осуществлялось. В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за указанный период времени, полученные доходы в результате оказания услуг казначея в ЖСК, скрыты.
По результатам рассмотрения представления межрайонного прокурора администрацией Бологовского района трудовой договор с работником расторгнут в связи с утратой доверия.
Органами прокуратуры области выявлялись имеющие коррупционную составляющую нарушения законодательства в сферах, подверженных повышенному коррупционному риску.
Выявлено 442 нарушения бюджетного законодательства. Внесено 27 представлений (к дисциплинарной ответственности привлечено 14 лиц), принесено 48 протестов, в суд направлено 18 исков (заявлений), по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности 5 лиц, направлены 3 материала в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждены 3 уголовных дела. Выявлено 44 нормативных правовых акта, содержащих 98 коррупциогенных факторов и не соответствующих действующему федеральному законодательству, принесено 44 протеста.
Выявлено 299 нарушений законодательства о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих коррупционную составляющую. Внесены 83 представления (к дисциплинарной ответственности привлечено 18 лиц), принесено 30 протестов, направлено в суд 17 исков (заявлений), по постановлениям прокуроров привлечено 13 лиц к административной ответственности. В следственные органы направлены 2 материала с постановлениями об уголовном преследовании, возбуждены 2 уголовных дела.
Выявлено 41 нарушение законодательства о государственной и муниципальной собственности, для устранения которых внесено 5 представлений (к дисциплинарной ответственности привлечено 3 лица), принесено 12 протестов, в суд направлено 1 заявление, в следственные органы направлены - 2 материала в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 1 уголовное дело. Выявлено 10 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих коррупциогенные факторы и не соответствующих действующему федеральному законодательству, для устранения которых принесено 10 протестов (коррупциогенные факторы устранены).
Так, прокурором Сонковского района в следственный орган направлено постановление для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 286 УК РФ в отношении главы городского поселения п. Сонково в связи с незаконным предоставлением близкому родственнику, не являющемуся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, квартиры по договору социального найма. Краснохолмским МСО СУ СК России по Тверской области в отношении должностного лица 14.04.2016 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ, которое находится на рассмотрении в суде.
В сфере землепользования выявлено 60 нарушений закона, для устранения которых принесено 32 протеста. Выявлено 5 нормативных правовых акта органов местного самоуправления, содержащих 45 коррупциогенных факторов и не соответствующих действующему федеральному законодательству, принесено 32 протеста, устранены коррупциогенные факторы из 15 правовых актов.
Органами прокуратуры принимались меры к устранению нарушений в социально значимых отраслях, в том числе в сферах образования, охраны здоровья граждан, жилищно-коммунального хозяйства, регулирования градостроительной деятельности.
В суд направлено 38 заявлений об обязывании органов местного самоуправления принять регламенты проведения муниципального земельного контроля, порядок размещения нестационарных торговых объектов и других муниципальных услуг в целях устранения коррупционных рисков, связанных с возможностью принятия произвольных управленческих решений, в том числе из корыстной заинтересованности.
В исполнительных органах местного самоуправления выявлено 2760 нарушений, в том числе 409 незаконных правовых актов, принесено 407 протестов, внесено 347 представлений, в суд направлено 102 иска (заявлений). Привлечено к дисциплинарной ответственности 230 лиц, к административной ответственности – 13 лиц, в следственные органы направлены 4 материала, возбуждены 2 уголовных дела.
В представительных органах местного самоуправления выявлено 1311 нарушений, 461 незаконных правовых актов. Принесено 461 протест, внесено 85 представлений, в суд направлено 27 исков (заявлений).
В территориальных органах федеральных органов государственной власти выявлено 101 нарушение, 2 незаконных правовых акта, внесено 12 представлений, принесен 1 протест, в суд направлено 1 заявление, к административной ответственности привлечено 2 лица.
В исполнительных органах государственной власти области выявлено 77 нарушений, принесено 4 протеста, внесено 4 представления, к административной ответственности привлечено 6 лиц.
Наиболее характерными нарушениями, выявленными в органах местного самоуправления в анализируемом периоде, являются: неприведение нормативных актов органов местного самоуправления в соответствие с изменениями законодательства, непринятие мер к обеспечению опубликования информации по вопросам противодействия коррупции на официальных сайтах в сети Интернет, бездействие должностных лиц кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, нарушение служащими установленных в целях противодействия коррупции обязанностей, запретов и ограничений и т.п.
Работа на данном направлении будет продолжена.
 

О результатах работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 1 полугодии 2017 года

Прокуратурой области в 1 полугодии 2017 г. приняты определенные меры, направленные на обеспечение организации профилактики коррупционных правонарушений и борьбу с коррупцией.
Надзорными проверками выявлено 3 001 нарушение, в целях их устранения принесено 479 протестов, внесено 355 представлений, в суды направлено 49 исков, направлено 68 информаций о состоянии законности. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 180 лиц привлечено к дисциплинарной и 12 лиц к административной ответственности.
При проверках исполнения установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, ограничений и запретов повышено количество мероприятий в рамках соглашений в области противодействия коррупции, заключенных Генеральной прокуратурой РФ с федеральными органами государственной власти. В результате таких проверок увеличена их эффективность.
Например, по результатам проведенных сверок о трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих возбуждено 20 административных дел по ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего), которые рассмотрены с назначением административного наказания на сумму 460 тыс. руб.
Полученные сведения из территориальных органов федеральных органов государственной власти также позволили выявить факты сокрытия тремя должностными лицами категории «руководители» министерства здравоохранения области полученных доходов от реализации движимого имущества, по предыдущим местам основной работы и оказания услуг возмездного характера третьим лицам (в т.ч. организациям с иностранным капиталом).
Всего по результатам деятельности прокуроров выявлено 627 нарушений, связанных с неисполнением обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений, в том числе 15 фактов непринятия мер по недопущению возможности возникновения конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей.
По результатам проверок выявлено 11 фактов нарушений, содержащих признаки уголовно-наказуемых деяний. По каждому из них в органы предварительного расследования направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании лиц их допустивших, возбуждено 5 уголовных дел (6 материалов в стадии рассмотрения).
По материалам уголовных дел возбуждено 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), которые находятся в стадии рассмотрения судом.
При проведении проверок приоритетными являлись сферы наиболее подверженные коррупционным проявлениям. Выявлены нарушения при распоряжении государственной и муниципальной собственностью, осуществлении закупочной деятельности, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предоставлении государственных и муниципальных услуг и других. Внесено 152 акта прокурорского реагирования, в том числе предъявлено 2 иска на сумму свыше 128 млн. руб. о взыскании ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.
По результатам проверок исполнения требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определяющей обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции, выявлено 234 нарушения, в целях устранения которых внесено 78 представлений, в суд направлено 8 исков (удовлетворены). По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 37 должностных лиц.
В связи с многочисленными нарушениями, связанными с невыполнением служащими установленных обязанностей, ограничений и запретов отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области ежегодно проводятся мероприятия правового просвещения по этим вопросам в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органах государственной власти области. Аналогичные мероприятия в органах местного самоуправления и подведомственных им учреждениях проводятся прокурорами районного уровня.
С участием представителя отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области проведен учебный семинар с руководителями аппаратов исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления области со статусом муниципального района и городского округа, на котором освещены вопросы типичных нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции при организации работы муниципальных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Работа органов прокуратуры области на данном направлении будет продолжена.


О состоянии исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере ЖКХ

По итогам надзорных мер органов прокуратуры области по противодействию коррупционным проявлениям в жилищно-коммунальной сфере за истекший период 2017 г. выявлено 38 нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено 10 актов прокурорского реагирования, по результатам их рассмотрения 7 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
В следственные органы направлен 1 материал проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.
Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Лихославльского района, установлено, что директор муниципального унитарного предприятия в период с 01.01.2016 по 28.02.2017, действуя в нарушение ст. 25 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», при наличии убытков данного муниципального предприятия и отсутствии соответствующих распоряжений своего работодателя, давал указания сотрудникам бухгалтерии о составлении от его имени приказов о премировании работников предприятия и о начислении ему в соответствии с данными приказами ежемесячной премии в размере 40% от начисленной зарплаты. Подготовленные приказы о премировании подписывал лично. Всего в указанный период необоснованно начислена и незаконно выплачена в составе заработной платы премия за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности в размере свыше 109 тыс. руб. СО ОМВД России по Лихославльскому району по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ.
Кроме того, по представлениям прокуроров Пролетарского района г. Твери, Кувшиновского и Калязинского районов, внесенных в связи с выявленными фактами нарушений руководителями муниципальных унитарных предприятий запретов, установленных ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», с двумя из них расторгнуты трудовые отношения, четыре привлечены к установленным мерам дисциплинарной ответственности.
Уголовно-правовую оценку со стороны органов предварительного расследования получили факты хищений руководителями муниципальных унитарных предприятий, управляющих компаний денежных средств, принадлежащих организациям и гражданам.
Так, СО МО МВД России «Кимрский» 06.03.2017 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ в отношении директора управляющей компании, который присвоил денежные средства организации в сумме более 355 тыс. руб.
В производстве СУ УМВД по г. Твери находится уголовное дело, возбужденное 05.06.2017 в отношении председателя правления ЖСК по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ по факту того, что он, используя служебное положение, совершил присвоение денежных средств в размере 120 тыс. руб., незаконно начислив и выплатив себе премию без согласования с членами правления.
Следственным отделом МО МВД России «Бежецкий» расследуется уголовное дело, возбужденное 02.05.2017 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, по факту хищения одним из руководителей муниципального унитарного предприятия в период времени с 01.01.2013 по 25.05.2016 денежных средств организации на общую сумму более 99 тыс. руб.
Вопросы организации борьбы с должностными злоупотреблениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются одним из постоянных предметов организации межведомственного взаимодействия.
Так, на состоявшемся 25.04.2017 координационном совещании руководителей правоохранительных органов области определены дополнительные меры по применению новых подходов и методов в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление фактов коррупции в указанной сфере. 

Надзор за исполнением законодательства в сфере противодействия коррупции является приоритетным направлением прокурорского надзора

9 декабря провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем борьбы с коррупцией. Именно в этот день в 2003 г. в Мексике открыта для подписания Конвенция Организации объединенных наций против коррупции. Этот день обязывает государства - члены Организации объединенных наций информировать общественность о принимаемых мерах по противодействию коррупции. Прокуратура Тверской области определяет для себя этот день - как подходящий повод для подведения текущих итогов реализации антикоррупционных мер.
Основные усилия органов прокуратуры сосредоточены на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.
В текущем периоде прокурорскими проверками выявлено почти 4 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе 583 незаконных нормативных правовых акта. Для их устранения принесено 580 протестов, внесено 461 представление, направлено в суды 53 иска, направлено 83 информации о состоянии законности. По актам реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 221, к административной 31 должностное лицо. В следственные органы направлено 11 материалов с постановлениями об уголовном преследовании виновных лиц, по которым возбуждено 5 уголовных дел.
По результатам проверок соблюдения должностными лицами установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, запретов и ограничений выявлено 965 нарушений закона, внесено 142 представления, 106 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. В целях повышения эффективности проводимых проверок использовались возможности федерального информационного ресурса компетентных органов и учреждений, содержащего сведения об имущественном положении служащих, их участии в коммерческих структурах, обязательствах имущественного характера и др.
Одним из основных направлений работы в этой части являлось проверка деятельности должностных лиц государственных и муниципальных органов, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Среди выявленных нарушений: отсутствие надлежащей деятельности подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, нормативного закрепления их полномочий. В связи с этим установлены факты представления чиновниками недостоверных, неполных сведений о доходах и имуществе, непринятия мер по исключению возможности возникновения конфликта интересов и др.
Ввиду этого активизирована работа по правовому просвещению, в том числе путем проведения занятий по антикоррупционной тематике в государственных органах и органах местного самоуправления. Отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции проведено 8 семинаров-совещаний с государственными и муниципальными органами по указанной тематике.
Органами прокуратуры области выявлялись имеющие коррупционную составляющую нарушения законодательства в отдельных сферах правоприменения. Выявлены факты коррупционных нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, распоряжении бюджетными средствами и государственным имуществом, предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Нарушения антикоррупицонного законодательства выявлены в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, в органах исполнительной власти области, в органах местного самоуправления.
Наиболее характерными нарушениями являются неприведение нормативных правовых актов в соответствие с изменениями федерального законодательства, непринятие мер по размещению информации о противодействии коррупции на официальных сайтах в сети Интернет, нарушение служащими установленных обязанностей, ограничений и запретов.
Традиционным направлением деятельности остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Проведена антикоррупционная экспертиза более 4700 НПА, выявлено 530 коррупциогенных факторов в целях исключения которых принесено 319 протестов, направлено 32 требования.
Эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение юридических лиц к административной ответственности. Статьей 19.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. В текущем периоде привлечено 2 юридических лица за совершение указанных правонарушений.
Другой вид ответственности наступает за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, а также бывшего чиновника. Закон ограничил трудоустройство бывших чиновников, предусмотрев специальный порядок их приема на работу. Ответственность за его несоблюдение установлена ст. 19.29 КоАП РФ. Проверками выявлено 29 фактов нарушения этих требований, рассмотрено 24 дела с назначением штрафов на сумму 790 тыс. руб.
В целях возмещения причинного коррупционными правонарушениями ущерба направлено исков о взыскании ущерба на сумму более 129 млн. руб.
На территории области зарегистрировано 148 преступлений коррупционной направленности, 43 факта дачи и получения взятки. На особом контроле прокуроров - надзор за соблюдением уголовно-процессуального законодательства при их расследовании. В органы предварительного расследования в связи с выявленными нарушениями внесено 32 требования, направлено 12 представлений об устранении нарушений закона.
Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. В рамках проведенных заседаний обсуждены наиболее актуальные для области вопросы борьбы с коррупцией.
Работа прокуратуры на данном направлении будет продолжена.

О результатах работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Прокуратурой Тверской области в 1 полугодии 2018 г. приняты определенные меры, направленные на обеспечение организации профилактики коррупционных правонарушений и борьбу с коррупцией.
Надзорными проверками выявлено 2799 нарушений законодательства о противодействии коррупции в целях устранения которых принесено 507 протестов, в суды направлено 88 исков (заявлений) на сумму 2 205 тыс. руб., внесено 378 представлений, в органы власти направлено 68 информаций о состоянии законности. По результатам рассмотрения актов реагирования к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 228 лиц, направлено 8 материалов в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по которым возбуждено 2 уголовных дела.
Выявлено 414 нарушений, связанных с неисполнением обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений, в том числе 6 фактов непринятия мер по недопущению возможности возникновения конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей.
Например, в Совет депутатов городского поселения Калязин прокурором Калязинского района 07.06.2018 внесено представление по факту непредставления Губернатору области одним из депутатов данного представительного органа муниципального образования справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2017 г., с требованием принять меры к освобождению данным лицом замещаемой должности. Представление прокурора района рассмотрено на заседании Совета депутатов городского поселения город Калязин 25.06.2018 с принятием решения о прекращении полномочий указанного депутата на основании ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По результатам проведенных сверок о трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих возбуждено 14 административных дел по ст. 19.29 КоАП РФ (Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего), которые рассмотрены с назначением административного наказания на сумму 380 тыс. руб.
По результатам проверок исполнения требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определяющей обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции, выявлено 377 нарушений, в целях устранения которых внесено 98 представлений, в суд направлено 9 исков – 9 (8), принесено 3 протеста. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 54 должностных лица.
В связи с многочисленными нарушениями, связанными с невыполнением служащими установленных обязанностей, ограничений и запретов отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области ежегодно проводятся мероприятия правового просвещения по этим вопросам в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органах государственной власти области. Аналогичные мероприятия в органах местного самоуправления и подведомственных им учреждениях проводятся прокурорами районного уровня.
Например, с участием отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области проведено 2 семинара-совещания для лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в областных исполнительных органах государственной власти Тверской области и органах местного самоуправления.
Работа органов прокуратуры области на данном направлении будет продолжена. 
 

Органами прокуратуры Тверской области при организации проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции приоритетное значение уделяется сферам правоприменения, наиболее подверженным повышенным коррупционным рискам

Например, прокурором Лихославльского района в ходе проверки использования муниципальной собственности установлено, что 2 лицами, ранее занимавшими должности руководителей МУП «Автоперевозки Лихославльского района», в результате совершенного преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, администрации района причинен имущественный ущерб в общем размере 1,2 млн. руб.
Прокурором района в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в районный суд предъявлено 2 иска в защиту интересов муниципального образования о взыскании с них сумм причиненного ущерба (находятся на рассмотрении).
Прокуратурой Сонковского района в ходе осуществления надзора за исполнением бюджетного законодательства установлено, что в результате совершенного генеральным директором ООО «Петровское» хищения денежных средств, выделенных в качестве субсидии на сельскохозяйственные цели на общую сумму 82245,41 руб., главным распорядителем которых является министерство сельского хозяйства Тверской области, бюджету области причинен имущественный ущерб на сумму 13403,75 руб., федеральному бюджету - на сумму 68841,66 руб. В ходе расследования уголовного дела возбужденного в отношении указного лица по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, причиненный имущественный вред бюджету области виновным возмещен только частично, ущерб, причиненный федеральному бюджету в размере 68841,66 руб. и областному бюджету в размере 6103,75 руб. не возмещен.
Прокуратурой района 02.02.2018 в районный суд направлено исковое заявление в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ о взыскании с осужденного в пользу министерства сельского хозяйства области причиненного имущественного ущерба в размере 74 945,41 руб. (рассмотрено и удовлетворено).
Прокуратурой Кувшиновского района в ходе осуществления надзора за исполнением бюджетного законодательства установлено, что глава одного из поселений района умышленно злоупотребил своими должностными полномочиями из корыстной заинтересованности с целью хищения из бюджета поселения денежных средств для дальнейшего распоряжения ими по своему личному усмотрению, для чего организовал незаконное выведение из бюджета поселения денежных средств и направление их на банковский счёт знакомого ему частного лица (далее – третье лицо), путём заключения фиктивных договоров возмездного оказания работ и услуг.
Реализуя свой преступный умысел, глава в период исполнения своих служебных обязанностей подготовил 6 договоров по возмездному оказанию третьим лицом работ и услуг администрации поселения по перевозке муниципальных служащих на личном автомобиле по служебным делам, установив в договорах различную стоимость однократных поездок. Достоверно зная, что указанные договоры являются фиктивными, поскольку третье лицо никаких услуг администрации поселения не предоставит, глава поселения подписал указанные фиктивные договоры, тем самым злоупотребил своими должностными полномочиями. После чего, незаконно утвердил и подписал 6 актов приема-передачи выполненных работ с заведомо ложными сведениями о том, что третье лицо оказало предусмотренные указанным договором услуги, а он их принял, и передал данные финансовые документы для оплаты в бухгалтерию.
На основании указанных финансовых документов на счёт третьего лица в банке поступили денежные средства на общую сумму 20650 руб., которые впоследствии переданы главе поселения, которыми он распорядился по своему личному усмотрению, причинив муниципальному образованию материальный ущерб на данную сумму.
По данному факту прокуратурой района в Торжокский МСО СУ СК России по Тверской области направлен материал в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которого 22.03.2018 в отношении главы поселения возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, которое находится в стадии предварительного расследования.
Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в отношении МБУ «РИТУС», в рамках которой установлено, что директор учреждения, используя свое служебное положение, умышленно, из корыстных побуждений, в нарушение установленного законом порядка установила заместителю директора, являющегося ее родным сыном, повышенную персональную надбавку за исполнение по совместительству обязанностей водителя автомобиля, чем причинила ущерб возглавляемой организации на сумму 72 000 руб.
По данному факту прокуратурой района в СО МО МВД России «Вышневолоцкий» направлен материал в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которого 16.07.2018 в отношении директора МБУ «РИТУС» возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ, которое находится в стадии предварительного расследования.
По результатам проведенной прокуратурой Калязинского района проверки выявлен факт неправомерного заключения и.о. директора
КМУП «Коммунсервис» договора аренды трехкомнатной квартиры для себя и лиц, проживающих совместно с ним, и оплаты ее за счет средств предприятия.
По данному факту прокуратурой в Калязинский ОП МО МВД России «Кашинский» направлен материал в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которого 07.06.2018 в отношении и.о. директора
КМУП «Коммунсервис» возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ, которое находится в стадии предварительного расследования.

О преступлениях коррупционной направленности

Проведенный прокуратурой Тверской области анализ состояния преступности свидетельствует, что в наибольшей степени на территории области проявлениям коррупционного характера по-прежнему подвержены сферы жилищно-коммунального хозяйства, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использования бюджетных средств и др.
В производстве органов предварительного расследования находилось 11 уголовных дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Большая часть из них возбуждена по фактам присвоения (растраты) с использованием служебного положения имущества управляющих компаний, совершенных их руководителями. Выявлены 3 факта и наиболее общественно-опасных деяний ввиду причинения большего вреда охраняемым общественным отношениям в указанной сфере, совершенных главами администраций органов местного самоуправления.
Например, в Максатихинский районный суд для рассмотрения по существу направлено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ по факту злоупотребления главой администрации одного из сельских поселений служебными полномочиями при решении вопросов, связанных с незаконным переселением граждан из ветхого, аварийного жилья.
Уголовное дело, возбужденное по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 160, ч. 1 ст. 201 УК РФ, по материалам прокуратуры Московского района г. Твери, реализованным в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по факту злоупотребления своими полномочиями руководством ООО ГУК «Тверь» и ООО РКЦ «Тверь», повлекших причинение существенного вреда 3 ресурсоснабжающим организациям в размере более 29 млн. руб., направлено в суд для рассмотрения по существу.
Возбуждено 3 уголовных дела в сфере закупочной деятельности.
Прокурором Центрального района г. Твери утверждено обвинительное заключение в отношении директора ГБУ «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по боксу и кикбоксингу» (далее – ГБУ), который по предварительному сговору с заместителем директора по административно-хозяйственной работе путем обмана похитили из бюджета Тверской области денежные средства в сумме 482 500 руб., выделенные по фиктивным контрактам, заключенным на поставку спортивного инвентаря, которые распределили между собой и распорядились ими по своему усмотрению, причинив Комитету по культуре и спорту Тверской области ущерб в крупном размере. Кроме того, директор ГБУ присвоил вверенное ему имущество, принадлежащего Комитету по культуре и спорту Тверской области на общую сумму 44 500 руб.
Судом директор ГБУ осужден по ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ к 2 годам 6 мес. лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Этим же приговором его заместитель осужден по ч. 3 ст. 159 УК РФ к 1 году 6 мес. лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ с испытательным сроком 1 год 6 мес.
При усилении международных позиций страны на первый план выходит борьба с коррупционными проявлениями в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Прокурором Центрального района г. Твери утверждено обвинительное заключение в отношении руководителя организации-соисполнителя, который в рамках заключенного в его лице и Министерством обороны РФ государственного контракта совершил хищение денежных средств в размере 747 861 руб., предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, состоящих на вооружении Министерства обороны РФ.
Необходимо отметить, что 29.12.2017 Федеральным законом № 469-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен двумя новыми составами преступлений: ст. 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и ст. 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа». Введением указанных составов преступлений законодатель дифференцировал уголовную ответственность за должностные преступления и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях в зависимости от сферы деятельности, выделив в качестве объекта уголовно-правовой охраны правовые отношения, складывающиеся в сфере выполнения государственного оборонного заказа.
Всего на территории области зарегистрировано 109 преступлений коррупционной направленности, из них 43,1 % составляет наиболее опасный из видов – взяточничество.
Например, по материалам оперативно-розыскной деятельности Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Тверской области возбужден ряд уголовных дел по ст. 290 УК РФ (получение взятки) в отношении одного из заместителей начальника межрайонной инспекции федеральной налоговой службы, которая на системной основе получала незаконное денежное вознаграждение за содействие в государственной регистрации в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридических лиц и иные действия, связанные с осуществлением ею должностных полномочий (уголовное дело находится в стадии предварительного расследования).
Обращает на себя внимание значительно число выявленных, в том числе в основном службами собственной безопасности УМВД и УФСИН России по Тверской области, случаев корыстного использования сотрудниками правоохранительных органов своего служебного положения, удельный вес от числа зарегистрированных фактов взяточничества составляет 10,6 %.
Приговором суда командир СБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тверской области получивший взятку в размере 30 тыс. руб. за непривлечение лица к ответственности за совершение административного правонарушения при отсутствии водительского удостоверения, документов на машину и при наличии признаков опьянения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 550 тыс. руб., с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 4 года.
Начальник отделения экзаменационной работы межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области получивший взятку в размере 30 тыс. руб., за незаконные действия в пользу представляемых им лиц, а именно за незаконное заблаговременное представление комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты, для их последующего использования кандидатами в водители при сдаче теоретических экзаменов, признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно на тот же срок, без штрафа и без ограничения, с лишение права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 3 года.
Торжокским городским судом сотрудник ФК ЛПУ ОБ УФСИН России по Тверской области, передавший за незаконное денежное вознаграждение в размере 4 тыс. руб. осужденному мобильный телефон, осужден по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество) с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с лишением на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ права занимать должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных функций в государственных органах, на государственной службе, в органах местного самоуправления, на срок 2 года.
Судами области всего рассмотрено 46 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 53 лиц. Из общего числа осужденных 7 являлись сотрудниками правоохранительных органов, 3 должностных лица органов государственной власти, из которых 2 – органов исполнительной власти субъекта.
По 7 уголовным делам судом приняты решения о конфискации имущества (денежных средств и иных ценностей), полученного в результате совершения преступлений в собственность государства.
Работа по противодействию коррупции будет продолжена, в том числе в рамках координации деятельности правоохранительных органов Тверской области по борьбе с преступностью.

О результатах работы прокуратуры Тверской области по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2018 году

Органами прокуратуры области приняты определенные меры, направленные на обеспечение организации профилактики коррупционных правонарушений и борьбу с коррупцией.

Надзорными мероприятиями выявлено 4 252 нарушения закона, внесено более 1 300 актов прокурорского реагирования, по которым 621 лицо привлечено к юридической ответственности.

Нарушения, имеющие коррупционную составляющую, допущены в сферах: распоряжения государственной и муниципальной собственностью, предоставления государственных и муниципальных услуг, бюджетных правоотношений, жилищно-коммунального хозяйства, оборонно-промышленного комплекса и др.

Одним из основных направлений работы являлось проведение проверок исполнения обязанностей, ограничений и запретов, установленных антикоррупционным законодательством. В исполнительных органах государственной власти области, выявлено 213 нарушений, допущенных 19 лицами, замещающими (замещавшими) государственные должности области, и 64 лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Тверской области (внесены 4 представления, 2 из которых рассмотрены, удовлетворены, 25 лиц привлечены к юридической ответственности, 2 находятся в стадии рассмотрения).

Выявлено 7 нарушений, связанных с неурегулированием конфликта интересов, по которым внесено 5 представлений, 1 лицо привлечено к юридической ответственности.

Так, в ходе проверки, проведенной Удомельской межрайонной прокуратурой, установлено, что в администрации городского округа должность заместителя руководителя отдела коммунального хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности с 01.01.2017 занимала служащая, должностная инструкция которой содержит положение
об исполнении последней обязанностей руководителя данного отдела
на период его отсутствия. При этом, генеральный директор одной из управляющих компаний, осуществляющей свою финансово-хозяйственную деятельность в этом же муниципальном образовании, является супругом матери служащей, которая в силу замещаемой должности обладает информацией о проводимых органами местного самоуправления проверках исполнения законодательства, конкурсных процедурах в сфере ЖКХ с участием управляющих организаций и т.д. Данные обстоятельства способны привести к личной заинтересованности служащей, повлиять на объективное исполнение ею должностных обязанностей. Однако, в нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) ею не принято мер по недопущению возникновения конфликта интересов.

Главе Удомельского городского округа 20.02.2018 внесено представление, указанный муниципальный служащий привлечен к юридической ответственности (объявлено замечание). Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя даны рекомендации по недопущению факта замещения виновным лицом должности исполняющего обязанности руководителя названного отдела.

Конаковским межрайонным прокурором выявлен факт возложения на заместителя Главы администрации одного из поселений обязанностей по курированию правоотношений в сфере ЖКХ. При этом руководителем муниципального унитарного предприятия осуществляющем деятельность в сфере ЖКХ, является ее супруг. В отсутствие Главы администрации ее обязанности подлежат исполнению заместителем Главы администрации. Учитывая, что муниципальный служащий мер по недопущению возникновения конфликта интересов не принято, внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

В 7 случаях по результатам прокурорских проверок применялся институт утраты доверия, к лицам, замещающим муниципальные должности.

Так, в Совет депутатов городского поселения Калязин прокурором Калязинского района 07.06.2018 внесено представление по факту непредставления Губернатору области одним из депутатов представительного органа муниципального образования справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2017 г., с требованием принять меры к освобождению данным лицом замещаемой должности. Представление прокурора района рассмотрено на заседании Совета депутатов городского поселения город Калязин 25.06.2018 с принятием решения о прекращении полномочий на основании ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

По аналогичным основаниям по административным исковым заявлениям Кашинского межрайонного прокурора прекращены полномочия
6 депутатов представительных органов местного самоуправления.

Проведенной антикоррупционной экспертизой 11 693 нормативных правовых актов и их проектов, выявлено 485 коррупциогенных факторов, в целях исключения принесено 288 протестов, внесено 25 требований.

По результатам проведенных сверок о трудоустройстве бывших чиновников вынесено 60 постановлений о возбуждении административных дел по ст. 19.29 КоАП РФ, 49 лицам назначено наказание в виде штрафа на сумму 2150 тыс. руб. (взыскано 1404 тыс. руб.). В производстве суда находятся 3 дела по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Проверками исполнения ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ установлены 780 нарушений, внесено 185 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 97 лиц, принесено 3 протеста.

Проведено 535 мероприятий правового просвещения антикоррупционной направленности, в том числе непосредственно прокуратурой области проведено 16 семинаров-совещаний в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органах государственной власти области, органах местного самоуправления.

Работа органов прокуратуры области на данном направлении будет продолжена.

 

 

2007-2019 © Прокуратура Тверской области.
Использование материалов сайта допускается только при наличии на него соответствующей ссылки.

Сайт разработан студией Интернет-технологий
«Взлёт Медиа»

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Симеоновская, д. 27

Телефоны: (4822)50-60-11; Факс: (4822)32-19-32

E-mail: proktver@mail.ru (Прием обращений осуществляется через сервис "Интернет-приемная" сайта прокуратуры)