поиск по сайту: Телефон: (4822) 50-60-11
Факс: (4822) 32-19-32
Адрес:
170100, г. Тверь, ул. Симеоновская, д. 27

Взаимодействие со СМИ



Посмотреть новости за период

с    по    

 Подразделение    
  • 04.02.2015

    С коллегии прокуратуры области

    Сегодня под председательством прокурора области В.В. Росинского состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры области, на котором подведены итоги деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка в 2014 году и определены задачи по совершенствованию прокурорской практики на предстоящий период.


    В заседании приняли участие заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В.В. Малиновский, губернатор Тверской области А.В. Шевелёв, главный федеральный инспектор в Тверской области Ю.Э. Стрелецкий, заместитель председателя Законодательного Собрания Тверской области Ю.В. Цеберганов, Уполномоченный по правам человека в Тверской области В.И. Бабичев, руководители правоохранительных органов области, межрайонные, районные прокуроры, работники аппарата прокуратуры области.


    Отмечено, что деятельность органов прокуратуры в прошлом году была направлена на укрепление состояния законности в регионе, решение актуальных вопросов защиты прав граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, борьбы с преступностью.


    За указанный период прокурорами выявлено 48554 нарушений закона, 7675 лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

    При реализации правозащитной функции прокуратуры особое внимание уделялось реальному восстановлению нарушенных прав граждан в жилищно-коммунальном комплексе, сферах здравоохранения, трудовых и жилищных правоотношений, защите прав несовершеннолетних. Прокурорами осуществлялся постоянный мониторинг состояния законности в сфере соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.


    Пристальное внимание уделялось ситуации, складывающейся на рынке труда. Прокурорами пресечено 6581 нарушение в данной сфере, мерами прокурорского реагирования погашена задолженность по заработной плате на сумму 46 млн. рублей.


    Итоги минувшего года выявили проблемные вопросы при осуществлении надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Имели место факты неоднократной отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе в связи с неисполнением указаний прокуроров.


    Проведённые органами прокуратуры надзорные мероприятия, в целом, способствовали укреплению законности в сфере защиты прав граждан, государства и общества.


    Вместе с тем коллегия указала на имеющиеся недостатки в деятельности прокуроров по отдельным направлениям работы. По итогам коллегии принято решение, которое направлено для исполнения на места.


    Предлагаем Вашему вниманию выступление прокурора Тверской области В.В. Росинского на заседании коллегии.

                                                                                 

                                                                     Уважаемый Владимир Владимирович! 
                                                  Уважаемые Андрей Владимирович, гости и участники коллегии!

    Органы прокуратуры Тверской области в истекшем году вместе с другими органами государственной власти и управления решали задачи обеспечения законности во всех сферах социальной и экономической жизни. Многие вопросы рассмотрены с активным участием губернатора, первых руководителей областных органов управления, других контролирующих и правоохранительных структур. Проведены заседания совместных коллегий со службой судебных приставов, Волжской межрегиональной природоохранной и транспортной прокуратурами, прокуратурой Тверского гарнизона. Шире привлекалась общественность, учитывали социальное звучание приоритетов и стремились в результате к устойчивому уровню правопорядка.

     
    При осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства выявлено 48,5 тыс. нарушений законов, за совершение которых по инициативе прокуроров привлечены к административной и дисциплинарной ответственности 7675 виновных лиц. Количество принесенных протестов на незаконные правовые акты составило 4,5тыс., внесено представлений – 6404, направлено в суды 7423 исков и заявлений.
    Значит острых проблем остается немало. Но реальность такова, что прогнозируемые в 2015 г. новые условия жизни страны требуют от органов прокуратуры корректив в приоритетах реагирования.


    Мы не использовали все потенциалы административной ответственности, предостережений, направления материалов в порядке ст. 37 УПК РФ. При недостаточности роли аппарата ненадлежащее осуществляли надзор в сфере экономики, охраны окружающей среды. Есть и другие просчеты, их мы видим и устраним. Но уже сейчас имеем возможность определить группу рисков в состоянии правопорядка, а следовательно и неотложные задачи.

    Первое. Мониторинг на рынке труда, полноты и сроков выплаты заработной платы, иных социальных выплат. Люди должны регулярно получать зарплату. При проверках соблюдения трудовых прав граждан в 2014 г. выявлено и пресечено 6581 нарушений. Мерами прокурорского реагирования погашена задолженность по зарплате на сумму свыше 46 млн. руб. Прокуратура должна делать в этом году все от нее зависящее и даже больше для обеспечения трудовых прав жителей. 139 заявлений на сумму более 5 млн. рублей за январь – только начало.

    Задолженность по зарплате на ТДСК остается в размере 52 млн. Мероприятия по продаже прав требований к дебиторам на сумму 283 млн. руб. должны привести к погашению, для чего требуются согласованность и последовательность действий. В отношении собственников и учредителей Спировского ООО «Индустрия», при задолженности по зарплате 37.2 млн. руб, коллегами из Московской области и г. Москвы проводятся процессуальные проверки по фактам преднамеренного банкротства, возбуждено уголовное дело. Но эти меры недостаточны для выплат, надо изыскивать реальные способы погашения.
    Второй фактор - цены. Проведенные проверки ценообразования не свидетельствуют о системных нарушениях и сговоре в области, однако любой такой сигнал требует комплексных оценок специалистов и продуманного освещения результатов в СМИ. Завышение предельных размеров торговых надбавок на детскую пищевую продукцию, выявленное нами, завершилось возбуждением административного производства, но это не полный объем требующихся мер по конкретному факту.


    Сфера ЖКХ остается серьезным источником социального напряжения. Прокурорами выявлено 4388 нарушений закона, внесено 750 представлений, в суды направлено 928 исковых заявлений, опротестовано 105 незаконных правовых актов. Предостережено 223 лица, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 217 и 443 соответственно. По результатам общенадзорных проверок возбуждено 11 уголовных дел. К сожалению возможности прокурорского реагирования здесь безграничны. Международных санкций никто в этой сфере не вводил и трудности нам не создавал, приоритеты обозначены давно.


    Надо придать этой работе уже третье дыхание, изыскивая методы надзора не для наращивания цифр отчетности, а для выстраивания механизмов ответственности всей системы органов ЖКХ перед конкретным потребителем. Результаты есть. Общее количество обращений к нам сократилось с 2866 до 1845,т.е. на 1 тысячу. Но появился очередной фактор в лице ООО «АтомЭнергоСбыт»,который вызывает своими действиями по начислению платы за потребленную электроэнергию резкое возмущение населения в обращениях. Этим надо заниматься глубоко. Несправедливый коммунальный счёт возмущает социальный микроклимат.

    Прокурорами в суд заявлено 18 исков о возобновлении подачи энергоресурсов, в целях предотвращения нарушения прав на получение коммунальных услуг надлежащего качества объявлено 17 предостережений. Все это вынужденные меры защиты населения. Но нельзя даже допускать таких эксцессов, которые будоражат людей.


    Четвертый, связанный с предыдущим, аспект, требующий постоянной заботы - задолженность предприятий коммунального комплекса. По состоянию на 30.12.2014 долг предприятий ЖКХ перед поставщиками энергоресурсов в области составил 8,5 млрд. руб. из которых за газ – 7,1 млрд. руб.
    Оптимизация мониторинга задолженности, проведенная после реагирования прокуратуры области Министерством ТЭК и ЖКХ, направление писем в федеральные органы власти о ее погашении предприятиям, финансируемым из федерального бюджета, недостаточны. Организованные губернатором под личным председательством отчеты ресурсоснабжающих организаций и глав муниципальных образований помогли стабилизировать ситуацию. Надо всем двигаться дальше для достижения структурных сдвигов.


    Должны, как пятый приоритет, активнее защищаться права и интересы субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2014 г. выявлено 652 нарушения закона, для устранения принесено 172 протеста, внесено 98 представлений, по инициативе прокуроров 17 лиц привлечены к административной и 50 к дисциплинарной ответственности. Административное давление на бизнес в складывающихся условиях при активной роли прокуратуры должно быть бесспорно исключено.

    Шестое и главное социальная сфера. В трудных условиях люди должны иметь возможность реализовывать весь объем своих социальных прав. Этому надо активнее содействовать и требовать от власти.


    И еще несколько, наверное главных сейчас, генеральных приоритетов.


    Нельзя возбуждать социальное напряжение любыми непродуманными действиями, безответственными дилетантскими прогнозами – ужасами. Уверенность населения области в наших силах - одна из главных задач каждого прокурорского работника да и наверное каждого из присутствующих здесь руководителей применительно к возглавляемой им системы.


    Вчера я провел пресс- конференцию и могу сказать, что журналистское сообщество готово разделить эту позицию, чувствует и свою ответственность. Нужен позитив во всей информационной политике с участием каждого государственного органа и освещение реальных успехов.

    Люди прекрасно понимают необходимость терпеть, но все обстоятельства, инициирующие негативный общественный настрой, тревогу должны быть в поле зрения прокуроров на шаг быстрее, чем раньше. Надо знать болевые точки своей поднадзорности и погружаться в оптимальные решения. Понимание единства политических и надзорных задач со всей страной как никогда нужно в нашей области, поскольку предстоящей глубины и длительности новых условий мы не знаем.

    Конечно, обозначенные приоритеты не исключают, что обострения в других сферах, в том числе национальной, миграционной, экстремистской. Требуется общая боеготовность.


    Отдельная задача прокуроров в 2015 г. - думать о социальных последствиях надзорных действий. Просчитывайте и анализируйте, не поддавайтесь на провокации. Надо очень внимательно смотреть за теми, кто подталкивает к противостоянию. Все риски из категории потенциальных не должны переходить в разряд реальных вашими усилиями.


    Изменения в социально-экономической обстановке региона не могли не сказаться на состоянии преступности. Впервые за последние 7 лет наметился рост зарегистрированных преступлений. Он еще робкий, но это уже признак нарастающих опасных тенденций.


    Из опыта жизни помним ситуацию 90-х годов с преступностью на фоне экономического спада. В нынешней структуре при сравнении видим тот же начавшийся рост корыстно-насильственных преступлений: убийств, разбоев, хулиганства, незаконного оборота оружия и наркотических средств.
    За январь по области увеличилось умышленное причинение легкого вреда здоровью и средней тяжести на 56,5 и 10% . По областному центру, где быстрее всего чувствуется динамика, общая регистрация выросла на 17,2 процента, в том числе тяжких и особо тяжких на 12,9 процента, экономической направленности почти на треть.


    Помимо статистики, сводки о происшествиях за 2015 год свидетельствуют, что нарастающие социальные трудности меняют характер ежедневно совершаемых преступлений. Возросла дерзость, демонстративность, снова в ход пошли маски. Активнее стал распространяться незаконный алкогольный бизнес, все больше в обороте поддельных купюр. Это происходит на фоне ежедневных сообщений СМИ о падении покупательной способности населения, сокращениях рабочих мест, приостановлении производств.


    Активизируется игорная деятельность, по сводкам за январь выявлено 11 фактов, но нет активного применения нового закона, решения по физическим лицам о возбуждении дел не принимаются. Мы были вынуждены обратить внимание на это руководителей УМВД и следственного комитета. Адекватные меры противодействия явно запаздывают, бездействие необъяснимо при отсутствии объективных препятствий. Ссылки на то, что 2 дела возбуждены и будут отрабатываться как пилотные не принимаю.


    Нарастающая новая динамика преступности требует конкретизировать задачи по профилактике и пресечению преступлений силами оперативных подразделений, участковых уполномоченных полиции, сотрудников патрульно-постовой и других служб. Эти решения в условиях сокращения управленцев системы МВД должны носить прогнозируемо эффективный характер.

    Хронической проблемой на протяжении последних нескольких лет стала регистрация значительной части преступности по инициативе прокуроров после отмены незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Доля их только увеличивается, за 2014 г. это уже каждое девятое из преступлений.
    Должной реакции руководителей органов внутренних дел нет, а в ряде случаев мы наблюдали попустительство подчиненным и отсутствие принципиальных оценок. Сложилась некая идеология, когда решения о возбуждении дел, явно необходимые, оттягиваются исходя из соображений формирования отчетности на определенную дату, из-за якобы имеющихся юридических разногласий и т.д.


    Такая недальновидная политика приводит к утрате следственной инициативы, доказательств, нарушению разумных сроков уголовного судопроизводства, обоснованным жалобам граждан. При отсутствии корректив, мы будет вынуждены перейти от увещеваний к решительным надзорным действиям с обобщающими выводами. И не только в отношении органов внутренних дел.


    Всего прокурорами выявлено более 61тыс. нарушений законов при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях во всех правоохранительных органах или на четверть больше. В целях устранения внесено 423 представления и информации, по результатам к дисциплинарной ответственности привлечено 504 сотрудника.

    Нельзя оценивать по итогам 2014г. снижение тяжких и особо тяжких преступлений как положительный фактор состояния преступности, поскольку это следствие скорректированной неправильной регистрационной политики. В тех районах, которые не участвовали в эти годы в манипуляциях по ст. 187 УК РФ, и ранее наблюдался рост тяжких и особо тяжких преступлений других составов. А в тех, где повышалась выявляемость таким образом- те же нарастающие негативные тенденции скрывались за якобы общими благополучными цифрами. Реальный рост этих видов продолжился в 2014 году, в том числе на четверть в Пролетарском, Московском, других крупных районах.

    Без целенаправленного внимания к профилактике изнасилования выросли в 2 раза, убийства на 10,5%, из них на бытовой почве на треть и в основном за счет возбуждения по инициативе прокуратуры дел о безвестной пропаже. Несмотря на неоднократное рассмотрение в координации вопросов привлечения к ответственности за бытовые преступления и по делам частного обвинения технологии превенции так и не заработали при наличии согласованного правового обеспечения. Систему накопления информации и ее анализа по этим материалам выстраивать не начали. Значит дело в спросе и ответственности, точнее в их отсутствии.


    Нельзя бесконечно говорить о провалах в противодействии коррупции, отсутствии оперативных позиций, невыявлении взяточничества. Возбужденные дела по признакам других должностных составов в отношении ряда руководителей органов власти и управления в следственном комитете явно буксуют при отсутствии с самого начала четких представлений о предмете расследования и объеме доказывания.


    Набрала обороты порочная практика регистрации показателей за счет дачи взяток сотрудникам ГИБДД на незначительные суммы. Таких преступлений зарегистрировали в 2 раза больше и в той же половине случаев к ответственности привлечены мигранты. Целенаправленно документируются попытки дачи ими взяток под угрозой лишения возможности зарабатывать на жизнь, управляя транспортом и при ненадлежаще в ряде случаев документированных и доказанных претензиях по нарушению ПДД.


    Факты взяточничества среди руководителей региональных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов государственной власти, руководителей органов местного самоуправления не выявлялись. Недопустимо, когда борьба со взяточничеством в конечном итоге свелась к примитивным технологиям, которые снова активно используютсяв этом году.


    Для сравнения скажу, что прокурорскими проверками выявлено 5758 нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. Для устранения нарушений внесено 904 представления, принесено 859 протестов, в суды направлено 216 исковых заявлений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 819 лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности. Однако эта деятельность прокуратуры не может компенсировать провала в привлечении взяточников к уголовной ответственности.


    Лучшая профилактика любой преступности- это раскрываемость. Она снизилась до 48,9% вследствие прекращения практики регистрации эпизодов.
    Реального улучшения этой работы не отмечаем, все усилия крутятся вокруг изыскания новых статистических методик. Службы розыска и другие по оперативным данным выявили и раскрыли преступлений значительно меньше (соответственно 33,0%, и 9,9%).


    В целом половину от общей регистрации, составляют кражи и мошенничества, раскрываемость которых только около 30 процентов. Количество оконченных расследованием преступлений снизилось на 10,2 %, при этом количество приостановленных дел увеличилось практически на ту же цифру- 9,4%. Раскрытие неочевидных преступлений оперативным путем превратилось в исключение из правил. Даже эти неудовлетворительные показатели удерживаются только вследствие специфики преступности в области, когда виновный в тяжком преступлении задерживается через непродолжительное время вследствие очевидности мотива и ограниченности круга подозреваемых.


    Подписанное в июле совместное Указание о направлении сообщений о преступлениях по территориальности позволило сократить количество необоснованно перенаправляемых материалов. Однако до конца проблема не решена, ещё разыскиваем более 200 материалов, возвращенных нам другими субъектами. Вся эта история длится скоро год видимо для повторного приезда Генеральной прокуратуры РФ. До сих пор более чем по 60 уголовным делам о поддельных национальных водительских удостоверениях также законных решений не принято.


    Некоторые требующиеся по ситуации в области мероприятия заложены в план дальнейшей стабилизации оперативной обстановки на 2015 год, но без конкретной работы даже с правильно обозначенными задачами сдвигов не будет. Также без конструктивной позиции органов власти мы не сможем решить проблемы производства исследований и экспертиз по оценке наличия признаков экстремизма, организовать надлежащую работу по раскрытию преступлений без современной судебно-медицинской экспертной базы и многие другие.


    Закономерен вопрос: какое логическое завершение находит работа по противодействию преступности в судебных решениях?


    Судами приговоры постановлены по 5708 делам в отношении 6373 лиц, рассмотрено в особом порядке более чем две трети дел. По нереабилитирующим основаниям прекращено 1428 уголовных дел, или каждое пятое из рассмотренных. Количество лиц реабилитированных в судебном порядке увеличилось почти в 2 раза. Обоснованно возвращено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ – 72 дела.

    Эти цифры свидетельствуют, что уровень следствия близок к примитивному, в суд направляются дела без какой-либо целенаправленной работы по сбору и исследованию доказательств.


    Несмотря на то, что ранее деятельность отраслевого отдела прокуратуры области резко критиковалась за безинициативность, невлияние на ситуацию, применялись взыскания, наступаем на те же грабли.

    Нужна новая система приоритетов в исковой практике. Предмет иска, содержание требований и объем доказательств должны соответствовать актуальности правовой ситуации в районе, а не наоборот, когда есть наработанный штамп, под который прокурорами приискиваются материалы для заполнения отчетов.

    Должны быть систематизированы и актуальны методические материалы. В районах это не получилось, значит источник методики должен быть в аппарате и всегда доступен.

    Нет тотального контроля всех судебных решений, постановленных по искам, а также по делам, где прокурор давал заключение в порядке ст. 45 ГПК РФ. Копии таких решений необходимо в инициативном порядке получать в суде, утвержденная форма отчетности об участии в разбирательстве позволяет анализировать ситуацию.


    Провал в направлении материалов в арбитражный суд связан с ненадлежащей организацией методической работы, отсутствием конкретных обязанностей по подготовке исков у прокуроров-предметников аппарата, неоказанием помощи районам.


    Требует резкой активизации исковая работа по землепользованию, противодействию экстремистской деятельности, экономике в целом.


    У нас много ясных задач по всем направлениям надзорной деятельности. Будем сегодня взыскательно говорить: о несовершеннолетних, наркотиках, предстоящем 70-летии Победы и правах ветеранов, неудачах при противодействии разработке карьеров и многом другом.


    Особое значение придаю вопросам кадров, соблюдению запретов и, ограничений. Ротация прокуроров будет использована для активизации надзорной деятельности, качественного изменения ее содержания, выдвижения людей с активной профессиональной и жизненной позицией. Органы прокуратуры области могут устранить допущенные просчеты, должны идти вперед.

    Благодарю за внимание, приглашаю к обсуждению.



2007-2019 © Прокуратура Тверской области.
Использование материалов сайта допускается только при наличии на него соответствующей ссылки.

Сайт разработан студией Интернет-технологий
«Взлёт Медиа»

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Симеоновская, д. 27

Телефоны: (4822)50-60-11; Факс: (4822)32-19-32

E-mail: proktver@mail.ru (Прием обращений осуществляется через сервис "Интернет-приемная" сайта прокуратуры)